Продолжаем совершенствоваться

25 – 26  марта в Московском педагогическом государственном университете прошел День учителя начальной школы. Мероприятие организует издательский дом «Первое сентября» при поддержке Департамента образования Москвы. Генеральным спонсором традиционного для педагогического сообщества мероприятия, выступает объединенная группа «ДРОФА» – «ВЕНТАНА», в которую входят хорошо известные издательства «ДРОФА», «ВЕНТАНА-ГРАФ», «Астрель». Многие авторы и составители школьных учебников, издаваемых издательской группой для современных российских школ, выступали перед участниками мероприятия. Среди спикеров заявлены Наталья Виноградова, Олег Габриелян, Мария Вербицкая, Ольга Афанасьева и многие другие. Встречи с ними ежегодно ожидают сотни учителей-предметников, приезжающих не только из Москвы и области, но и из других российских регионов. Всего объединение подготовило 20 методических семинаров по разным темам. На данном мероприятии традиционно присутствуют и учителя нашей школы. В этом году семинары и лекции посетили учитель 1 класса Гаврина С.М., учитель выпускного 4 класса Каширских Г.В. и учитель 3 класса Зинкина Е.Ю. Участие в семинарах позволяет учителям и методистам поговорить об особенностях построения учебного процесса, обсудить подготовку к Всероссийским проверочным работам и вариативность подходов к системе оценки достижений планируемых результатов.

Лекция, с которой обратилась к учителям член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, заведующая Центром начального образования ИСРО РАО Наталья Виноградова, стала настоящим прологом ко всему первому Дню начальной школы. Ведь интересы и запросы учителей, которые работают с самыми маленькими школьниками, на редкость разнообразны: они обеспечивают основы успешности ребят на много лет вперед. Этим запросам как нельзя лучше соответствовала тема лекции: «Особенности построения учебного процесса в начальной школе: от предметных действий к универсальным».

Лекция представляла собой органичный сплав нелегкой дидактической науки, методических советов и ярких, эмоциональных примеров из практики. «Сегодня мы, к счастью, вышли за пределы функционала, которым школа ограничивалась с давних времен, когда нужно было лишь научить читать, писать, считать», — так начала свое выступление Наталья Федоровна. И педагогу необходимо проникнуться важностью этого перехода и научиться работать по-новому, достигать метапредметных результатов — тех, что над предметами.

ФГОС второго поколения во многом сложился под влиянием идей Эльконина и Давыдова. Их подход большое внимание уделяет учебной деятельности. Наталья Виноградова пояснила, что для ребенка означает овладение учебной деятельностью. Это значит, что он может сказать: хочу и умею учиться, умею контролировать и оценивать свои действия, умею сотрудничать.

Чтобы ученики начальной школы могли чувствовать себя уверенно в учебной деятельности, им необходимо освоить универсальные учебные действия — последовательные шаги, которые ведут ребенка к решению любой учебной задачи. То есть, педагог кропотливо работает на каждом уроке, выделяя и показывая детям последовательность этих шагов.

Ведущая показала это на примере. Ребенок должен сравнить птиц (снегиря и синицу). Чем они не похожи? — малышам лучше начинать с поиска различий. Чем похожи? Есть ли особенные черты? Освоившись с этим алгоритмом, дети освоят операцию и смогут сравнивать другие понятия и объекты.

Руководствуясь подобным подходом, важно не забывать о возрастных особенностях, напомнила ведущая. И назвала два важных закона жизни ребенка в младшей школе. Первый: ученик познает мир не глазами и ушами, а руками. Он конструирует взаимоотношения с миром. Поэтому существенным компонентом образования должно стать моделирование, работа руками. Наталья Федоровна в качестве иллюстрации рассказала о школе во Вьетнаме. Там дети, изучив новую тему, пишут не в тетради, а на грифельных досках. И показывают не учителю! А другим детям, чтобы исправить ошибки друг у друга. Каждый стирает неправильную букву не только на доске, а прежде всего здесь — Наталья Федоровна показала на свой лоб. Так продолжается до тех пор, пока знание не войдет «через руку». Так происходит и с моделированием — ребенок ощущает содержание нового знания буквально на ощупь.

Второй закон говорит, что младшие школьники могут легко освоить программу, но в разное время. Поэтому при оценивании нужно различать процесс и результат. У нас же часто действует контроль по принципу «поймал и наказал». На самом деле мы должны оценивать результаты, чтобы понять, что я делаю не так и что должен изменить.

Проблема контроля, кстати, необыкновенно актуальна этой весной, ведь скоро первые выпуски начальной школы, работавшие по новому ФГОС, должны показать результаты четырехлетней работы.

 

Учитель 1 класса Гаврина Стелла Михайловна

.